«Толочь воду в ступе» – имеется немало версий происхождения этого выражения. Об одной из них команда Ассоциации частных музеев России узнала, посетив единственный в России музей бумаги «Бузеон». В музее представлена история развития бумажного производства от его зарождения до наших дней. Здесь собрано множество механизмов, связанных с изготовлением бумаги в разные эпохи. Один из них – макет водяной молотковой мельницы XVII века – прекрасно демонстрирует, как в древние времена отливали бумагу. В ступу наливали воду, бросали в нее тряпье и размалывали его. Отсюда, как считают в музее, и берет начало хорошо всем известная идиома.
Музей бумаги «Бузеон» открылся два года назад по инициативе Дмитрия Александровича Дулькина, генерального директора компании «Объединенные бумажные фабрики», в состав которой входит Полотняно-Заводская бумажная мануфактура, одно из старейших в России предприятий, производящих бумагу до настоящего времени. Полотняный завод был основан в 1718 году по именному Указу Петра I. В конце XVIII века он занимал лидирующее положение. Именно на его территории в историческом производственном здании и расположился музей.
В «Бузеоне» можно узнать о бумаге практически все – увидеть образцы японской, арабской, французской, русской бумаги ручного производства XVIII–XIX веков, посмотреть кадры кинохроники, посвященной бумажному производству СССР в годы первых пятилеток, Великой Отечественной войны, 1960-х годов, совершить виртуальную экскурсию по действующим цехам Полотняно-Заводской бумажной фабрики, самостоятельно изготовить лист бумаги и принять участие в мастер-классе по созданию декоративных изделий в технике «вырубка», папье-маше и оригами.
«Идея создания музея витала в воздухе. Полотняный завод – одна из трех колыбелей русской бумажной промышленности. Петербург, Ярославль и Калуга – три места, где были открыты первые фабрики по производству бумаги в России. Музей находится в интерьерах бумажной мануфактуры XVIII века с сохранившимся возле нее старинным ландшафтом – водным каналом и прудами-отстойниками. Поэтому его появление исторически обусловлено. Однако роль личности в истории никто не отменял. Если бы шесть лет назад Дмитрий Александрович Дулькин не решил отреставрировать пребывающее в упадке здание, музей мог бы не появиться, – рассказывает директор Музея бумаги «Бузеон» Константин Гавриленко.
Дмитрий Александрович Дулькин — доктор технических наук, закончил в Москве МГТУ им. Н.Э. Баумана, ему было досадно, что в России при техническом перевооружении предприятий образцы оборудования и промышленные каталоги не сохраняются – как в Европе и во всем мире, а просто уничтожаются. К тому же практически в каждой стране Европы есть свой музей бумаги, а то и не один. В России, что удивительно, такого музея не было. Страна, которая занимает одну из высших строчек в рейтинге производства целлюлозы и бумаги в мире, лесная держава не имела отраслевого музея. Создание музея стало попыткой исправить ситуацию и сохранить историю отрасли.