Жители Владимира по праву гордятся тем, что основатель их города — Владимир Красное Солнышко — стал первым государем, повелевшим использовать во время трапезы ложку. В X в. был издан «Указ о столовых приборах» и даже заказан набор серебряных ложек для дружины. Тем самым князь положил начало истории русской ложки. В мире же история ложки начинается в Древнем Египте. Археологи находили предметы, похожие на ложки, в гробницах фараонов там, где были косметические принадлежности — гребешки, зеркала и многое другое. Скорее всего, они служили для смешивания или хранения каких-то компонентов.
Ложка это не просто столовый прибор и интересный сувенир, но и вещь с историей. И истории этой в ложке не меньше, чем в древних храмах и старых книгах. Владимирский музей ложки —частная коллекция, собираемая Пикуновой Татьяной более 25 лет. Коллекция включает в себя более 15000 ложек. Постепенно из домашнего собрания коллекция переросла в ценный музей, маленький островок культуры, где каждый предмет имеет свою историю и позволит по-новому посмотреть на этот, казалось бы, совсем обычный предмет. Цель этого музея показать, что ложка — не только прибор для приема пищи, а несет в себе совершенно иную смысловую нагрузку — этот предмет может быть многофункциональным.
Музей открыл свои двери для посетителей 12 июня 2015 года и с тех пор ведет работу по изучению обычаев и традиций разных стран и народов, собирает материал о роли Владимирской области в ложкарном производстве и повествует об её большом вкладе в развитие данной отрасли. В постоянной экспозиции музея представлено около 3000 ложек и ложечек, и можно познакомиться не только с историей ложки, но и с различными приемами и техникой изготовления, узнать множество примет, связанных с ложкой, и легенд о ней.
В музее собраны ложки разных стран и эпох, многие из них редкие и уникальные, а некоторые — единственные экземпляры. Из наиболее интересных экспонатов следует отметить такие как: Коллекция коронационных ложек монархов Великобритании, Коллекция «Дореволюционное серебро России», Коллекция «Олово Николаса Гиша», Коллекция «Серебро США», Коллекция «Серебро России — достойные продолжатели». Необычный экспонат — самая маленькая ложка в мире выполнена из серебра 925 пробы. Вся конструкция величиной 3 мм, сама ложка всего 1 мм.
Интересная серия выпускалась производственными компаниями для своих клиентов с уникальным номером в подарок к Рождеству. Впечатляет внушительная тематическая коллекция оловянных ложек — Птицы мира, Деды морозы мира, Голландские мельницы, Сады мира, Проблемы мечтающего поколения, Сказки народов мира и другие. Они выпускались с информационным буклетом, в котором подробно описывался каждый персонаж или сюжет на ложках, ведь каждая отличалась своим орнаментом.
Широту географии ложки показывает своеобразная карта из ложек-сувениров. Суть географического стенда — показать как сувенирная продукция может отражать символику каждой страны. Изображение граната — точно Армения, янтарь — Латвия, Россия присутствует и в Азии, и в Европе, поэтому ей посвящены две ложечки: на одной — Владимир, Санкт-Петербург, Москва, на другой — Владивосток. Есть среди них ложки, на которых представлены самые яркие события или личности, с которыми сразу возникают ассоциативные образы стран.
В Великобритании отношение к ложке особое. Существует коронационная ложка, которая изготавливалась как памятный сувенир и дарилась гостям, присутствовавшим на коронации. Традиция ложки для миропомазания правителя на царство известна в Англии с XIII века и сохраняется по сей день, о чем свидетельствует генеалогическое древо с портретами королевских особ и образцами коронационных ложек.
Особое место в коллекции занимают предметы из коллекции Виндзоров и Романовых, ложка Фаберже, русские мозаичные ложки, ложки из серебра, покрытого эмалью, из черненого серебра, столовые приборы для Белого Дома, апостольские ложки. После революции в городе Кольчугино был очень известен фарфоровый завод, производивший в ассортименте товар так называемого ширпотреба — всевозможные приборы для сервировки стола.
В коллекции присутствуют ложки, покрытие эмалью в самой разнообразной технике, ложки специальные для сервировки стола — здесь и ложки для грейпфрута, для орешков, ягод, конфет без обертки, нарезанного помидора, желе и другие. Изготавливались также ложки с «назначением»: для усатых мужчин — с «полочкой» для усов или ложка для желающих похудеть — с отверстиями, ложка для касторки с зажимом, который ограждал нос больного от неприятного запаха препарата и т. д.
Один из стендов посвящен этапам изготовления деревянной ложки и элементам народных узоров. С ложками связано множество интересных фактов и красивых историй. Вот лишь некоторые из них. Так, ложка «копоушка» — это не просто прототип ватной палочки, а еще и оберег, который украшали мифологическими символами. По словам местных жителей, такие «копоушки» были в обиходе их бабушек и дедушек, т. е. они использовались даже в советское время.
Ложка тупу — популярна в Перу и Боливии. Их использовали женщины как заколку для шали. Были ложки и такие, которые имели двойное назначение: заточенный острый конец с одной стороны применяли в хозяйстве, плоскую поверхность с другой стороны использовали в качестве мини-сковородки. Одна ложка делается всего 11 минут. А за теми, кто делал только заготовки — баклуши, закрепилось выражение — «бить баклуши».
В Уэльсе, например, с 17-го века существует традиция, согласно которой каждый юноша должен изготовить ложку для своей возлюбленной из цельного куска дерева. И не просто ложку, а ложку-послание. Причем количество колец на ней говорило о том, сколько детей хотелось завести в семье. Если избранница эту ложку любви принимала, то начинался процесс ухаживания, а после свадьбы ложка хранилась в семье и передавалась из поколения в поколение.
При этом невозможно выделить какой-то экспонат, который обладает наибольшей ценностью, уникальны абсолютно все и каждый. Директору музея Татьяне Пикуновой удалось создать не просто пространство для выставочной экспозиции, но и сделать его интерактивным, общедоступным для всех категорий граждан. Важной миссией музея является работа со слабовидящими детьми. На мастер-классах и тематических вечерах ребята учатся «видеть» при помощи деревянных кукол, а сотрудники показывают для них небольшие сказки, спектакли с использованием специально разработанных моделей.
Татьяна Пикунова отмечает, что музей является единственным в своем роде. В России и других странах действуют подобные музеи, но они либо являются частью государственного фонда, либо узко специализированы. Например, Историко-этнографический музей в Перми располагает экспозицией истории ложки, а в Уэльсе есть музей «Ложки любви». Владимирский музей ложки действительно поражает глубинной историей и великолепной, тщательно подобранной экспозицией, за которой стоит огромный труд и большая любовь к своему делу, не просто к коллекционированию, а именно к музейному делу. Ведь в душе каждого музейщика живет маленький хранитель истории и культуры России. Важно помнить об этом и всячески поддерживать и ценить этот труд. Желаем музею и его дружному коллективу развития и успехов во всех направлениях!