• Главная
  • Новости
  • Мировая история через мотоциклетные бренды. Музей «Мотомир Вячеслава Шеянова»


Мировая история через мотоциклетные бренды. Музей «Мотомир Вячеслава Шеянова»

В воскресенье, 18 октября, команда Ассоциации частных музеев России побывала в Самаре в музее «Мотомир Вячеслава Шеянова», в котором собрана коллекция лучших, уникальных и редких мотоциклов, выпущенных в 14 странах. Во всем мире некоторые мотоциклы из этой коллекции сохранились лишь в двух-трех экземплярах. Музей знакомит с мировой историей развития мототехники, научной инженерной мысли, переносит в золотой век мотостроения, пик которого пришелся на 30–40-е годы прошлого века.

Коллекция Вячеслава Шеянова состоит из 104 произведений технического искусства, выпущенных заводами в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Польше, СССР, США, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и Японии. Тематически коллекцию можно разделить на три направления – военные, гражданские и трехколесные.

В качестве примера хотелось бы отметить несколько моделей из этой коллекции. Mars A20 – немецкий мотоцикл, один из первых в мире, его выпустили в 1921 году, когда еще никто не знал, как должен выглядеть мотоцикл. По внешнему виду он больше всего похож на велосипед, но есть и те, кто утверждает, что этот мотоцикл все же похож на карету. Такая вещь была доступна только состоятельным людям. Мотоцикл выпускался без коляски. Появилась она уже как самостоятельная доработка. В следующем году мотоциклу исполнится 100 лет, но по внешнему виду даже как-то и не скажешь: кажется, что он только-только сошел с конвейера.

«Куроган Тип 95», выпущенный в Японии в 1939 году, называют японским братом «Харлей Дэвидсон». На этом тяжелом армейском мотоцикле возили офицеров, а в его коляске сидел даже сам японский император. В мире таких осталось только три, два из них находятся здесь. Эту редкую исключительность можно объяснить так: завод, на котором выпускали этот мотоцикл, располагался в Хиросиме, в 1945 году, под конец Второй мировой войны, по известным причинам он был уничтожен.

Куроган Тип 95

Для России музей сохранил маленький, но важный фрагмент истории советского мотостроения. Например, ПМЗ А-750, который в шутку называли «попробуй, может заведется» – тяжелый мотоцикл знаменитого советского инженера, основателя отечественного мотостроения Петра Можарова. Мотоцикл стал символом технического прогресса в СССР, передовым по заложенным в него идеям, и даже засветился в кинематографе – попал в кадры советского художественного фильма «Трактористы». Выпускался для Красной армии на Подольском механическом заводе.

Кадры советского художественного фильма «Трактористы»

Еще один советский мотоцикл М-72, в народе прозванный «железным конем» Красной армии, и сейчас можно встретить на улицах небольших городов. Ведь это был самый массовый советский армейский мотоцикл, выпускался одновременно в четырех местах – на Горьковском, Серпуховском, Ирбитском и Тюменском мотоциклетных заводах.

М-72

Советская легенда – мотоцикл М 80 1945 года, – одна из первых спортивных машин послевоенного производства. В 1947 году Евгений Грингаут, многократный чемпион СССР по мотоспорту, рекордсмен, установил на таком мотоцикле абсолютный всесоюзный рекорд по скорости, разогнавшись до 172 км/ч. Выпускался на Горьковском мотоциклетном заводе.

История мирового мотостроения тесно связана с историей развития цивилизации и менталитетом разных стран. По моделям можно проследить, как быстро двигалась инженерная мысль и насколько быстро двигался технический прогресс. Музей «Мотомир Вячеслава Шеянова» уделяет большое внимание истории золотого века мотостроения, которая совпала с периодом Второй мировой войной, ведет научно-исследовательскую работу.

«Я воспринимаю мотоциклы первой половины прошлого века как завораживающий мир красивых и мощных машин, в которых проявлен гений всех наций, вовлеченных в величайшую трагедию и величайший триумф человечества – Вторую мировую войну. Каждый мой мотоцикл – это машина времени, мотор, который переносит в глубь нашей великой истории, давая осознать ее не только умом, но и телом и душой», – говорит основатель музея Вячеслав Шеянов, его слова приводятся в каталоге частных музеев нашей Ассоциации.

Вячеслав Шеянов живет в Москве, но музей основал на своей родине – под Самарой в поселке Петра Дубрава. Музей стал центром мировой мотоистории, центром притяжения туристов со всего мира.

В настоящий момент Ассоциация частных музеев России совершает экспедицию по городам России, ее цель – объединить владельцев частных музеев, найти новые музеи, раскрыть новые горизонты сотрудничества. Руководит экспедицией Алексей Шабуров.

В сентябре команда Ассоциации посетила частные музеи Новгородской, Ленинградской областей, а также города Санкт-Петербурга.