Недалеко от Калуги, на берегу речки Росвянки, в старинном селе Козлове располагается музей-усадьба «Берегиня». Летом этого года команда Ассоциации частных музеев России побывала там и познакомилась с его хозяйкой.
Тарасовой Римме Яковлевне больше 80-ти. Она кукольница, народный мастер России, посвятивший изучению традиций русского дома и традиционной русской кукле пятьдесят лет жизни. В течение долгого времени Римма Яковлевна ездила по деревням и селам, собирая образцы традиционных кукол, стараясь сохранить огромный и на сегодняшний день незаслуженно забытый пласт русской культуры.
«Это куклы – не игрушки. В них не играют, – говорит Римма Яковлевна, – у них нет лица. Когда рисуют лицо, кукла оживает, у нее появляется душа, а душа бывает разная – добрая, сердитая. Поэтому лицо не рисовали – не знали, какая она будет».
В русских семьях было более ста берегинь, тем или иным образом участвовавших в их жизни. Существовали куклы, которые делались только для детей, или только для женщин, или для мужчин.
Детали куклы-берегини не сшивались – считалось, что колоть ее иголкой нельзя. Тряпичные лоскуты сматывались ниткой, а лишние концы отрывались. Если берегиня предназначалась ребенку, тогда ткань, из которой делали куклу, рвали руками. На сегодняшний день известно семь техник изготовления кукол-берегинь, каждая из которых характерна для той или иной эпохи или той или иной местности. Среди них: закрутки, стригушки, крестец, обереги и другие.
«У наших предков были куклы-берегини на самые разные случаи. Это, например, берегиня дома. Она располагается напротив входных дверей. Берегиня дома должна видеть каждого входящего. Она в дом либо впускает, либо нет. Если кто-то не будет входить в ваш дом, и не приглашайте – не ваш человек. А вот это кукла на здоровье. Внутри нее пшеница. Геном зерна до сих пор не расшифрован, настолько могучая у него энергия. Если болеете или вам неуютно, берите ее в руки и прикладывайте к месту, которое болит», – рассказывает хозяйка усадьбы.
В музее Риммы Яковлевны 3000 экспонатов. Есть в коллекции и куклы в национальных костюмах, и игрушки, изготовленные из глины и дерева. Здесь и гжель, и дымковская, филимоновская, каргопольская, липецкая, орловская, рязанская игрушка, и куклы, сделанные топором (например, «моховая резьба» – традиционный промысел Сергиева Посада). Но главное музейной украшение коллекции – календарь традиционных кукол, который создавался на протяжении пятнадцати лет: каждый месяц года в нем представляет своя кукла-берегиня. В центре панно – символ Солнца: кукла-берегиня, выполненная из очесов льна. Эта техника традиционно использовалась в Кировском и Людиновском районах Калужской области. Напротив января расположена кукла-крестец. Таких кукол брали с собой, когда шли к святому источнику на Крещение. В руках у куклы – лоскутки с пожеланиями. Февраль представлен традиционной масленичной куклой, которую сжигали перед началом Великого поста. Берегиня марта в руках держит веточку вербы. На Вербное воскресенье традиционно мастерили куклы-закрутки. Берегиня июля была символом плодородия – в венке из плодов и трав. У ноябрьской куклы много рук. Подобные куклы дарились в конце осени хозяйкам, которым нужно было справиться с множеством дел, чтобы подготовиться к предстоящей зиме.
«Мой музей единственный. Такого в России больше нет, и дело не только в разнообразии представленных в нем кукол. Каждая кукла в музее имеет паспорт, в котором указаны название села, района, где она была найдена, для чего предназначается и как используется. До нас так мало дошло кукол, что их нельзя искажать. Их нужно передавать такими, какими они были. Меня не будет, но если кто-то захочет заниматься традиционной русской куклой, сможет по паспорту ее точно реконструировать», – рассказала калужская мастерица.